Тут была местная Пасха, я в очередной раз вспомнил, что не понимаю, как она работает. Почему каждый год в разный день и почему православная отличается от католической. Потратил два дня, чтобы полностью впитать в себя это знание. Рассказываю популярно:
В стародавние времена собрались бородатые дядьки на Первый Вселенский Собор (он же – Никейский собор, по названию города, где они все собрались) и порешили, что Пасха выпадает на первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Почему так, как запомнить, если понять невозможно? По порядку:
1. Пасха – в честь созвучного еврейского праздника Пе́сах, который вообще про исход евреев из Египта и предшествующую ему смерть первенцев, но так получилось, что Христа распяли именно накануне Пасхи, поэтому название прижилось.
2. Воскресенье – потому, что Христа распяли в пятницу, а воскрес он, соответственно названию, в воскресенье.
3. Про первое полнолуние пока подождём, надо сначала про равноденствие. У евреев хитрый календарь – месяцы все лунные, но год при этом солнечный. Каждый месяц начинается с новой луны (опять шикарное этимологическое совпадение – новый месяц на небе, новый месяц у евреев). Так вот, Пасха у них как раз всегда в один и тот же день, вернее, неделю, начинается 15го нисана. Да, того самого, весеннего месяца нисана, в крытую колоннаду, Ирода Великого и Понтия Пилата. Как определяется, что лунный месяц весенний? Тут как раз включается солнечный год и весеннее равноденствие, которое наравне с другими признаками символизирует наступление месяца нисана.
4. Как легко понять, если месяц начинается с новой луны, то аккурат под его середину случается полнолуние. Таким образом, распятие Христа приходится на еврейскую Пасху и полнолуние одновременно. То есть, христианские церковники сформулировали дату еврейской Пасхи через понятные неевреям астрономические события и взяли от неё следующее воскресенье.
А почему же тогда католическая Пасха и православная не каждый год совпадают, у них что, равноденствие и полнолуния разные? Оказывается, — да, разные, главным образом, конечно, равноденствия. У католиков равноденствие, когда день равен ночи, а у православных, — 20го марта по древнеримскому юлианскому календарю, то есть, на 13 дней позже в 21-м веке. Но главным образом на разницу Пасх влияет дополнительное правило — если заветное воскресенье приходится на иудейский Песах, то православные переносят Пасху на следующую неделю, а остальные не брезгуют взять, как есть.
Ещё как-нибудь про свидетелей Иеговы напишу, они меня тут пытаются просвещать детскими книжками в духе “Библия – лучшая наука”. Может, у них и Библия – лучшая наука, а у нас Википедия – друг человека.
Leave a Reply